Выступление на Форуме казахстанко-российских ректоров в Челябинске 4.11.2017 г.

Подготовка конкурентоспособных кадров в контесте Национальной инициативы Казахстана «Модернизация 3.0»

Ж.У.Мырхалыков, ректор ЮКГУ им.М.Ауэзова

Уважаемые Виктор Антонович, Галым Мутанович, уважаемые коллеги,

В  современных условиях усиления  глобальной конкуренции  на высшую школу возложены новые задачи по инновационному развитию и расширению собственной предпринимательской деятельности (слайд 2).

 

Для Республики Казахстан, реализующей модернизационные процессы во всех сферах социально-экономического развития,- это вопрос первостепенной важности.

Исходя из общих идей национальной программы Модернизация 3.0, инициированной Главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым (слайд 3), миссия вузов -стать центрами прорывных инноваций, драйверами инновационного развития регионов и страны в целом.

По сути,это достаточно близко к концепции университета 3.0, активно продвигаемой в российской высшей школе.

Вместе с тем, с позиции повышения конкурентоспособности человеческого капитала, миссия вузов рассматривается еще шире.

Университет должен оставаться хранителем академических ценностей, развиваться как центр передовых исследований и культуры.

В Плане нации, принятом в Казахстане в 2015 году обозначено 5 ключевых задач, направленных на системное улучшение всех уровней образования (слайд 4). Это наши ориентиры на ближайшее будущее.

Достижение поставленных задач, главным образом, связано с качественным улучшением содержания образования и ориентацией подготовки кадров на перспективные потребности рынка труда (слайд 5).

Переход казахстанской экономики на инновационно - технологическую платформу серьезно меняет качественные и количественные характеристики трудовых ресурсов.

Сегодня в Казахстане выстроена Национальная система квалификаций, приняты  национальная и отраслевые рамка квалификаций (слайд 6). Идет масштабная работа по разработке профессиональных стандартов, которые и формируют основу образовательных программ вузов.

Дополнительно  вуз выстраивает собственные механизмы взаимодействия с работодателями, исходя из своей специфики.

В Южно-Казахстанском государственном университете им.М.Ауэзова мы пошли путем создания учебно-научно-производственных комплексов и Отраслевых советов, которые определяют компетенции будущих специалистов с учетом перспектив развития производств и технологий (слайд 7).

Мы максимально вовлекли наших работодателей в образовательный и исследовательский процесс, оценку уровня полученных студентами компетенций.

Это позволило не только, улучшить профессиональную подготовку, но и в целом повысить уровень доверия работодателей к вузу.

Следующим шагом стала организация  дуального обучения по ряду технических специальностей на базе ведущих предприятий нашего региона (слайд 8).

Для специальностей аграрного профиля мы пошли на создание собственной учебно-производственной базы для проведения опытно-экспериментальных работ (слайд 9).

Для этих целей создано 3 аграрных хозяйства на земельных участках, переданных университету регионом.

Сегодня обучение будущих аграриев на 40% перенесено в реальные условия хозяйствования, где идет наработка  практических навыков  селекции, разработке апробировании новых агротехнологий.

На наш взгляд, это наиболее оптимальный путь от знаниевой системы образования к компетентностной.

Новым этапом перехода к инновационному образованию стало для нашего вуза участие в Национальной инициативе по подготовке кадров для предприятий, участвующих в Государственной программе индустриально-инновационного развития.

В рамках этого проекта  в нашем вузе разработано 15 инновационных образовательных программ, выпускники которых уже приступили к профессиональной деятельности в приоритетных отраслях национальной экономики (слайд 10).

Как показывает мониторинг трудоустройства, востребованность этих специалистов составила практически 100%.

Специфика новых программ заключается в их практикоориентированности и усиленной исследовательской составляющей, которая занимает более 90% трудоемкости.

На примере нашего вуза могу сказать, что при разработке образовательных программ мы изначально ставили задачу прохождения международной экспертизы в Европейской химической сети и получение европейского знака  Евромастер.

Это потребовало введение в образовательные программы продвинутых компетенций по проектированию новых технологий и моделирования процессов, оценке технологических рисков, принятию решений в условиях неполной информации (слайд 11).

В нашем случае, программы разрабатывались и реализовывались совместно с ведущими университетами мира –Техническим университетом Мюнхена, Университетом Гент, Университетом Падуи.

Для нас большой честью стало участие в этом проекте Российского химико-технологического университета им.Менделеева и Университета ИТМО.

В целом, 30% образовательных модулей преподавалось нашими зарубежными партнерами, 30% - представителями производств (слайд 12).

В результате, наши программы прошли успешную международную экспертизу и получили знак Евромастер (слайд 13).

Для научно-исследовательского обеспечения образовательных программ было создано 6 современных лабораторий, оснащенных по самому последнему слову техники (слайд 14).

 Мы рассматриваем эти лаборатории, как  центры с открытым доступом для исследователей и предпринимателей нашего региона. Уже сегодня можно привести в качестве примера ряд совместных научных проектов, которые успешно реализуются в производственной среде (слайд 15).

Эти образовательные программы и лаборатории стали для нашего вуза  своеобразными точками роста.

Хочу отметить, что принципиально важно, что государство поддержало разработку инновационных образовательных программ  в региональных вузах, размещенных в непосредственной близости к производственным мощностям.

У нас была возможность оперативно реагировать на технологические изменения предприятий и корректировать процесс подготовки.

Таким образом, региональные вузы получили дополнительную возможность внести весомый вклад в повышение интеллектуального уровня трудовых ресурсов региона.

Безусловно, реализовать такие инициативы вузы могут только в условиях самостоятельности и автономии.

Сегодня мы вплотную подошли к тому, что каждый вуз формирует свою стратегию развития, исходя из национальных и региональных интересов.

По опыту нашего вуза, размещенного в южном регионе страны,  можно сказать, что наиболее эффективной для нас является трансформация в предпринимательский вуз (слайд 16).

Это связано, в первую очередь, с созданием собственных высокотехнологичных производств, способных обеспечить привлечение в вузы дополнительные инвестиционные ресурсы. Кроме того, техническая и технологическая база этих предприятий и их исследовательская составляющая становятся важной площадкой для обучения студентов, развития прикладных исследований и проведения опытно-промышленных испытаний.

Отдельно хочу остановиться на предпринимательском образовании. В современном мире предпринимательская активность населения выступает одним из главных драйверов экономического роста. И мы видим одной из своих основных задач – дать молодежи навыки создания собственного бизнеса.

(слайд 17) Исходя из этого, в нашем вузе внедрено последовательное изучение экономических и юридических аспектов ведения бизнеса. Каждый дипломный проект завершается разработкой бизнес-плана.

По этим  бизнес-планам выпускники берут кредит в фондах развития, банках и создают собственные стартапы, в ряде случаев привлекая студентов. То есть, выпускники становятся не просто специалистами, а работодателями. И таких примеров, с каждым годом становится все больше (слайд 18).

       Известно, что в Российской Федерации есть целый ряд вузов, создавших и успешно развивающихся предпринимательскую инфраструктуру. Это и Томский политехнический университет, Казанский технологический университет и Южно-Уральский госуниверситет, в стенах которого мы с Вами сегодня находимся.

Уважаемые коллеги!

Задачи, стоящие перед казахстанскими вузами, могут быть решены только в сотрудничестве с нашими партнерами, среди которых российские вузы занимают приоритетное место.

Опыт совместной работы в ассоциациях и консорциумах сетевых университетов СНГ, УШОС показывает, что общность стоящих перед нами вопросов является хорошей базой для расширения сотрудничества (слайд 19).

К примеру, 40% участников консорциума УШОС представлено казахстанскими и российскими вузами.  Только нашим университетом реализуется 12 совместных программ с ведущими вузами России – РУДН, МГТУ им.Баумана, РГУ нефти и газа им.Губкина (слайд 20).

Мы видим, что выпускники этих программ - это специалисты высокой пробы, способные работать в мультикультурной среде и  мыслящие проактивно и глобально. Это говорит о высоком качестве и привлекательности совместной подготовки кадров.

Вместе с тем, сегодня назрела необходимость распространения опыта совместной подготовки и в послевузовском образовании.

Формирование совместных диссертационных советов смогло бы не только решить вопрос повышения качества исследований, но и обеспечило  признание ученых степеней в наших странах.

В рамках данных инициатив мы ставим задачу расширить входящую мобильность обучающихся, и привлечение иностранных ученых.

И в заключении, мне хотелось бы отметить, что наша главная миссия - воспитать поколение молодежи, с одной стороны мыслящего категориями будущего, с другой идентифицирующих себя со своей страной и народом (слайд 21).

Для казахстанской молодежи – это идеи Мангелик Ел, осознанное понимание своей созидательной роли и гражданской ответсвенности за будущее нашего государства.

Это наша главная миссия, и я уверен, что она будет выполнена.